Невнимательный ребенок: причины и как справиться. Невнимательный ребёнок: как ему помочь? Ребенок 8 лет очень невнимательный

Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?

Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности ребенка и с ней не так уж и легко справиться. Когда ваш малыш рассеян и невнимателен, то не стоит его в этом винить, ведь дело не в том, что он не хочет делать данное задание, а просто ему с ним трудно справиться. Ведь таким ребятам очень тяжело сосредоточиться на чем-то одном, проявить внимание и сконцентрироваться на неинтересном для него задании, зато заметьте, как умело и четко он делает то, что ему по душе.
«Рассмотрим» портрет невнимательного ребенка. Такой малыш:


Часто не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
Кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Часто теряет необходимые вещи.
Легко отвлекается на посторонние объекты.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в детском саду, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужно помочь.

Причины недостаточного внимания различны:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз (устанавливается только врачом), отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.
Переутомление и перегрузки. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей дошкольного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Для этого необходимо приложить немало усилий, как со стороны родителей, так и со стороны самого малыша.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?
1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
2. Главное для таких детей строгий распорядок дня, когда малыш может, как позаниматься, так и отдохнуть, потому что утомление приводит к снижению самоконтроля и частой отвлекаемости.
3. Акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках, хвалите его, если он что-то правильно сделал.
4. Не стоит нагружать малыша одновременно несколькими заданиями, лучше пусть он медленно, но последовательно будет выполнять каждое.
5. Когда рассеянный невнимательный ребенок выполняет какие-либо задания, то распределите их так, чтобы сложные чередовались с легкими и не забывайте о перерывах, подчеркивая, что это не просто время для игр, а перемена для того, чтобы набраться сил для выполнения следующего задания.
6. Поначалу задания с такими детьми нужно выполнять вместе, а потом постепенно приучать к самостоятельности. Конечно, контроль должен быть, но не в качестве критики, а в качестве заинтересованности.
7. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на
выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит.
8.
Лучше всего развивать внимание в игровой форме. Подойдут различные игры и упражнения направленные на тренировку различных свойств внимания:
- Развитие концентрации внимания (умение сосредоточенно и не отвлекаясь работать над заданием). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы (картинки) в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
-
Увеличение объема внимания (умение держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию). Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
-
Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Недостаток концентрации внимания — частая проблема школьников, которая особенно обостряется в зимнее и весеннее время года. Факторов виновных в невнимательности великое множество, мы рассмотрим самые популярные и способы решения.

Внимательность необходима ребенку во всех сферах жизни и не только в обучении, ее отсутствие может стать препятствием к изучению нот или знакомству с новой информацией. Кроме того, нарушение не редко приводит к несчастным случаям на дороге, дома или в школьном учреждении, поэтому искать причину и пути решения следует как можно скорее, а еще лучше, начать с ее профилактики. Однако, когда внимательность уже мешает воспринимать окружающий мир, в этом случае необходимы не профилактические меры, а целый набор действий.

Невнимательный школьник — разбираемся в понятии

Для начала послушаем медицину, c точки зрения специалистов дефицит концентрации внимания — это нарушение способности сосредоточиться на конкретной вещи или каком-либо действии, которая меняется в зависимости от времени суток, интереса, нагрузки на психику, питания, а также приема некоторых лекарственных средств. Основными показателями невнимательности у школьника служат:

  • неспособность сконцентрироваться — ребенок невнимательный на уроках, легко отвлекается при выполнении домашнего задания на внешние раздражители — стук в окно, голоса соседей, домашнее животное
  • рассеянность — часто теряются перчатки, карандаши, или одетые носки оказываются разных оттенков
  • невнимательное выполнение повседневных задач — при шнуровке пропускаются дырочки, при выполнили задания по математике прописываются не все цифры.

Конечно, 99% людей на планете не способны на продолжительную сосредоточенность, но если нарушение внимания возникает регулярно, пора искать причину.

Почему ребенок невнимательный — причины

Существует много причин приводящих к невозможности концентрировать внимание на определенной цели, среди них есть внутренние и внешние факторы. Внутренние, это то, что связано с психологическим напряжением, например, неприятные ситуации или личные страхи, мысли о которые не покидают разум. Также они выражаются недостатком времени на отдых между уроками или дополнительным образованием (кружками).

Играет здесь важную роль и уровень сложности выполняемой задачи, если она трудна, ребенок чувствует себя напряженным, возникают сомнения нарушающие внимание. Тот же эффект происходит, когда выполняемое действие слишком легкое, школьник просто теряет интерес. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на сигналы организма — недостаточный сон, неправильное питание могут серьезно влиять на работоспособность.

К внешним факторам относится учебная среда вызывающая дискомфорт — это шум, жара или холод, плохое освещение комнаты, беспорядок. Еще один подпункт, это современные средства массовой информации поступающие из телевизора, смартфона, компьютера, планшета. Рекомендуется на время обучения все перечисленное отключать, как так даже сигнал смс способен отвлечь минимум на десять минут.

Что делать если ребенок рассеянный и невнимательный

Вышеперечисленные причины показывают — чтобы улучшить концентрацию внимания школьника необходимо проследить за его количеством часов сна, порядком и освещением в помещении, отключить все современные источники информации на время домашних уроков, делать перерывы каждые 20 — 40 минут, а между кружками должно пройти не меньше часа. Питание должно включать все витамины, минералы и углеводы.

Учитываете биоритм невнимательного ученика, понаблюдайте в какое время он наиболее внимателен, а уроки выполняются быстрее. Используйте эти часы в свою пользу и впредь придерживайтесь расписания, составленного и размещенного рядом с рабочим столом ребенка. Больше гуляйте на свежем воздухе, физическая активность благоприятно сказывается на умственной работе.

Способы выше обычно помогают восстановить внимательность за неделю, если этого не происходит, обратитесь к педиатру. Вполне возможно, что вам понадобится консультация невролога, поскольку невнимательность иногда выступает как сигнал скрытого расстройства.

Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.

Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами . Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней . У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторые косвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

Очень рассеянный ребенок: что делать родителям

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру . Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.

Рассеянный ребенок 6 лет - 7 лет: что делать

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать . Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво , лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Полезные советы о воспитании рассеянных детей:

На чтение 6 мин.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.


Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.


Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.


У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция


Часто рассеянность – это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.


Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.


Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.


У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.


Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.

На что влияет внимание?

  1. На восприятие. При отвлекаемости взгляды детей не фиксируются на предмете, а хаотично перескакивают с одного объекта на другой. Такое поверхностное восприятие приводит к ошибкам узнавания, поэтому представления об окружающем мире не обладают полнотой и целостностью.
  2. На память. Маленький ребенок непроизвольно запоминает многое из того, что он видит или слышит. Ненужная информация потом отфильтровывается. Однако рассеянным ребятишкам требуется инструкция, но и с ней они не всегда вспоминают требуемые фразы или картинки.
  3. На речь и мышление. Из-за невнимательности слова не объединяются в структуру, не несут за собой устойчивое значение, поэтому дети путают похожие по смыслу понятия. Все это приводит к непониманию причинно-следственных связей, неумению обобщать, находить сходства и различия.

Итак, внимательность очень важна для будущего ученика. Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • вашему отпрыску сложно заниматься чем-то одним продолжительное время;
  • любое движение, музыка, даже негромкий звук его отвлекают;
  • несмотря на старание, постоянно ошибается;
  • ему трудно найти и исправить сделанные недочеты;
  • он с трудом пересказывает короткую историю;
  • из-за множественных неудач ему неинтересны задания, связанные с оцениванием, поэтому он предпочитает компьютерные игры или обыкновенную возню с приятелями.

Причины рассеянного поведения детей

Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.

  1. Немаловажную роль играет особенность нервной системы. Холерик может отвлекаться из-за того, что ему хочется сделать сразу много вещей в одну и ту же секунду. Меланхолики же, наоборот, медлительны и зачастую испытывают сложности при переключении внимания.
  2. Ослабленный организм и болезненное состояние также могут вызвать невнимание у малыша. Низкий уровень гемоглобина, пониженное артериальное давление, головные боли, инфекционные заболевания и даже банальная простуда – все эти факторы приводят к рассеянности, зачастую протекая незаметно для родителей.
  3. Иногда такой недостаток внимания проявляется только в определенных видах деятельности, например, при изучении иностранного языка или при обучении чтению. Это означает, что вашему чаду не нравятся подобные занятия или он еще слишком мал для этого.

Что делать?

Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.

  1. С раннего возраста учите младенца фокусировать взгляд на предметах. Динамичные игрушки, мамино зеркальце и, в конце концов, лица родных могут надолго вызывать интерес крохи.
  2. Собирание пазлов, мозаики или лото – очень увлекательные настольные игры, которые требуют от дошкольников некоторой концентрации. Не просто дайте малышу коробку с головоломкой, а присядьте рядом, покажите, как можно сложить изображение или построить из конструктора целый город. Затем передайте инициативу сыну или дочке – пусть самостоятельно выполнит задание.
  3. Выкладывайте в ряд несколько мелких безделушек (игрушки, пуговицы, бусинки), постепенно увеличивая их количество. Ваш отпрыск должен догадаться, что вы спрятали за спину или поменяли местами. Также пригодятся задания «Найди различия» или «Лабиринты».
  4. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, выезжать в лес. Обсуждайте увиденные природные явления: как поют птицы, желтеют листья, распускаются цветы, шумит ветер в деревьях. Обычное созерцание поможет развить в ребенке наблюдательность.
  5. Обсуждайте прочитанные сказки или просмотренный мультфильм, освежая в памяти сюжетные линии, поступки главных героев, необычные детали.
  6. Обеспечьте школьнику рабочую атмосферу дома и в классе. Уберите стол от окна, чтобы у него не возникало соблазна разглядывать людей и машины на улице. Во время выполнения домашних заданий выключайте телевизор и компьютер. Попросите учителя пересадить на первую парту, чтобы ребенок не витал в облаках на «камчатке».
  7. Проанализируйте режим дня первоклашки. Не загружайте излишними занятиями, секциями, спортивными кружками. Проследите, чтобы он высыпался и получал необходимые витамины.

Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.