Обряды белорусов. Сообщение о традициях белорусской культуры: от древности до современности. Традиции Беларуси — основа белорусской культуры

Обряды и праздники белорусов - совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. Возникли праздники давно, ещё до церковно-религиозных. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов. В ней, как нигде, проявляется вековая культура нации. Ведь обряд - это и песня, и танец, и драматическое действо.

1. Коляды (Каляды)

2. Громницы (Грамніцы)

3. Масленица (Масленіца)

4. Кликанье весны (Гуканне вясны)

5. Пасха (Вялікдзень)

6. Радуница (Радаўніца)

7. Юрьев день (Юр"я)

8. Троица (Сёмуха)

9. Иван Купала (Купалле)

10. Петров день

12. Зажинки (Зажынкі)

13. Толока (Талака)

14. Дожинки (Дажынкі)

15. Яблочный Спас

16. Покров (Пакровы)

17. Деды (Дзяды)

18. Сорочины

19. Родины (Радзіны)

20. Белорусская свадьба (Вяселле)

1. Коляды (Каляды)

Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов).

Слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство.

Коляды в Беларуси.

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца (до Нового года - 14 января), чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день 6 января постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар. В вечер перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой медом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар (своеобразный компот) обычно делался из сушеных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку».

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей. Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку - щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Бытовые и языческие корни коляды.

Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские коляды отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П.В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского).

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noel; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печется ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин. Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Белоруссии. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» летописца; наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Характер народа виден в его культуре. Из поколения в поколение беларусы хранили историю предков и традиции. Самобытность и почтение истоков сохранились до сегодняшнего дня. Память остается в виде традиций и обычаев, устном народном творчестве, предрассудках и приметах, в особенностях национальной кухни.

Традиции Беларуси — основа белорусской культуры

Заповеди об укладе повседневных обязанностей и привычек касаются каждой стороны. Строительство дома начинается после проведения эксперимента. Выбрав участок для будущего дома, хозяин должен взять кувшин и поместить в него паука. Место считается удачным, если за ночь образовалась паутина в сосуде.

Пословица «Хлеб – всему голова» реализуется через закладку кусочка хлеба между первыми венцами сруба фундамента. Торец крыши украшает пара скрещенных рогов, символизирующих любимое животное, козу.

  • Если у русского народа принято запускать в дом первой кота, то у беларусов сначала запускали петуха. В случае гибели хозяева отправляли кошку, чтобы наверняка очистить жилище от отрицательной энергии.
  • Даже вход человека в дом – это не простое действо. Кто первый шагнет за порог, тому и умирать раньше других. По этой причине право зайти уступали старшему поколению – бабушкам и дедушкам.

Традиции белорусской культуры представляют собой переплетение христианства и язычества, семейных и общественных праздников. Сохранились общеславянские традиции. Среди православных традиций отмечается Пасха, Радоница, Троица, Петров день, Илья, Яблочный Спас, Покров. Масленица, коляды и Иван Купала – это пережитки языческой культуры, соединенные с крупными календарными праздниками и постами.

К особенным традициям белорусов можно отнести: Громница, кликанье весны, Юрьев день, дажинки, толока, деды, сорочины и родины.

Коляды

Как и у других славянских народов мероприятия проходят всю неделю от Сочельника перед Рождеством до Крещения. Традиция заимствована из католической Польши. Отличительными особенностями стал кукольный театр и выбор самой красивой девушки.

Громницы

Согласно легенде 15 февраля можно услышать гром. Жители деревни шли в церковь освятить свечи – громницы, чтобы защитить родных и хозяйство от злых сил. По возвращению домой глава семьи обжигал свои волосы свечой, осуществляя крестообразное движение. Обряд способствовал снятию боли. Оставшиеся свечи использовали в качестве защиты в разных случаях. Будь то рождение малыша или выгон скотины на выпас.

Гуканне весны

Кликанье весны совпадает с Благовещением на 7 апреля. В этот период особое внимание уделяли природе: по приметам предсказывали срок наступления оттепели. Девушки пели песни-веснянки, сидя на побережье речки.

Слава Богу,
Что весна пришла!
Я, молода, мимо жита пошла.
Расти, жито, коренистое,
Коренистое, лопушистое,
Чтоб под небо закачалося,
Чтоб я, молода, нажалася
И снопочков наносилася!

Говорило старшее поколение так: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает». Народный фольклор иногда сложно понять в виду специфики наречия. Но одно ясно точно: Сараки – вспоминание сорока мучеников по церковному календарю, отсюда следует вывод, что даты примет связаны с церковным календарем. А аист – символ скорого потепления и удачи. Хозяева двора были счастливы, когда птица поселялась на их территории. Конечно, поэтому к ней было особенное отношение.

Свадебные традиции белорусского народа

Мечтали о замужестве на колядовании, после Петрова поста и на праздник Покрова. Мало отличается белорусская свадьба от типичной у славянских народов. Главная особенность — это свадебный чин или сундук с приданным, который привозили в дом жениха. После брачной ночи свадьба завершалась «сладкой водочкой», славящей девичью честь, сбереженную для мужа. Спустя семь дней супружества устраивали порезвы, то есть приходили в гости к родителям невесты.

Белорусские бытовые традиции тесно переплетены с православными. Это отразилось в календарных празднествах и обычаях. Ежегодно в деревенских семьях проводятся различные мероприятия, посвященные каждому событию в жизни. Традиция – это культура народа, его изюминка и дань истории.

Пасха — одна из основных традиций белорусской культуры

Подготовка начиналась за неделю до Праздника. После освящения верб было принято съедать одну почку, после чего глава семьи легонько хлестал ветвями домашних, чтобы были здоровы. Как и у других славян, дом начищался до блеска. Жены пекли пшеничный кулич и красили луковой шелухой яйца. Всю Пасхальную седмицу, то есть неделю после Пасхи, по деревне ходили или, иначе говоря, волочились, волочебники. Так называли тех, кто пел песни с пожеланиями всего доброго. Их угощали и приглашали в дом. После каждого куплета следовало традиционное восклицание «Христос воскресе!».

По окончанию светлой седмицы с наступлением Радоницы белорусская семья идет на могилу родных, которую поливают водкой и накрывают рушником с едой. Количество блюд, как правило, нечетное. Перед трапезой вспоминают родителей: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». По этому обычаю и пословица соответствующая есть: «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Лето и его урожайность в традициях

В теплое время года народ почитает Святых, которые помогают с животноводством и пашней. В начале мая отмечают Юрьев день в память Георгия Победоносца. Ему молятся о домашнем скоте. 6 мая принято варить овсяный кисель и пасти животных весь день. Когда хозяева выводят животных на поле, молятся Победоносцу Георгию, кропя стадо Святой водой. Хлестать нужно обязательно вербой, что была освящена перед Пасхой. Утренняя роса в этот праздник считается целебной. Ею омывали коров и мазали глаза. Так говорили в народе:

Святой Юрий, Божий посол,
К Богу пошёл,
Взял ключи золотые,
Отворил землю сырусеньку,
Пустил росу теплюсеньку
На Белую Русь и на весь Божий мир.

На Петров день, празднуемый 12 июля по окончанию поста Петра и Павла, земледельцы садят гречку. Апостол Петр – их покровитель в косьбе, в огородничестве и в скором созревании урожая. Об этом свидетельствуют народные летописи: «Святы Пятро - жыта ядро».

2 августа белорусы, как и все славянские народы, чтит пророка Илью, который имеет власть над погодой. Он, как и Петр, покровитель земледелия. Если сезон выдавался сухим, в этот день народ собирался, служили молебен, после чего следовала гроза. Этот же день почитали концом работы пчельника, потому как дело шло к жатве.

Воспользуйтесь нашим туристическим порталом для аренды — окунитесь в удивительный белорусский был и традиции белорусов.


Археологические данные, исторические документы свидетельствуют о том, что у истоков древнего славянского календаря стоял цикл сельскохозяйственных работ, которые соответствовали состоянию природы. Практически все белорусские названия месяцев до нашего времени сохранили свою первоначальную основу. Эта система пришла к нам из Древнего Рима. Но есть мнения, что календарь в 365 дней впервые был разработан в Древней Греции. Позже, в 46 году до нашей эры, его реформировал знаменитый философ и полководец Гай Юлий Цезарь. В соответствии с его расчетами год должен был продолжаться 365, 25 дней. Но сутки бывают только полными, поэтому в его системе три года были по 365 суток, а четвертый – 366. С 45 года до н. э. начало года переносится на 1 января. Систему летоисчисления начали называть юлианской.

В 324 году римский император Константин объявил христианство государственной религией. В 325 году было решено праздновать дату, когда воскрес Христос в период между 22 марта и 25 апреля. Таким образом, дата празднования Пасхи определяется следующим образом: это должна быть первая неделя после первой полной фазы месяца, которая наступает после дня весеннего равноденствия.

Юлианский календарь потерял за несколько столетий 10 дней и дата празднования дня весеннего равноденствия не соответствовала астрономическому календарю. Папа Григорий XIII предложил новую систему, в которой учитывалась эта поправка. Новое летоисчисление было начато в октябре 1582 года (вместо 5 октября сразу перешли к 14) и получило название григорианского.

Известно, что в 1054 году христианство разделилось на две конфессии: православие и католицизм. Православие поддерживало юлианскую систему (старый стиль). Католики придерживались григорианской системы (новый стиль).

24 января 1918 года в России был принят Декрет о введении западноевропейского календаря. По новому календарю сразу после 31 января наступило 14 февраля.

Почти вся Европа в начале X века начинала новый год с Рождества Христова. Исторические сведения, археологические данные, различные произведения литературы говорят о том, что белорусы начали год в разный период, но дата начала года всегда была в период наступления дня весеннего равноденствия. Но это могло быть и 1 апреля – начало весны, 21 марта – день весеннего равноденствия, 25 марта – день, когда воскрес Иисус Христос.

В разных районах Беларуси начало года не совпадало. Та территория, которая была в составе Речи Посполитой, с 1364 года праздновала рождение года 1 января. В восточной части Беларуси год начинался весной, затем с 1493 по 1700 год в соответствии с Византийской церковной традицией – 1 сентября.

И только 20 декабря 1700 года вышел приказ Петра Великого о праздновании начала года 1 января. Именно в этот день отмечают Новый год все европейские страны и в наши дни.

Какие ж календари существовали на территории Беларуси? Кроме этого на территории Беларуси известен деревянный брусок, длиной 30 – 50 см с 3, 4 или 6 гранями. Такой календарь просуществовал с XII до XVIII вв.

Издавна у белорусов каждый день недели имел определенную цель в выполнении той или иной работы:

Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы, фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать работать.
Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать, можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать детей.

Литература:
1. Народы России - http://www.narodru.ru
2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by

Цель:

Задачи:

Объект:

Предмет:

Культура белорусского народа.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.

Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Мужской костюм.

Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

Национальная особенность - ручник.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.

Национальная кухня белорусов .

На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины — ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник — для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:

Спас

Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас - праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.

Юрьев день

Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий - покровитель пастухов, а праздник этот - один из главных в земледельческом календаре.

Петров день

Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда - косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.

Громницы

Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля - по католическому календарю, а 15 февраля - по православному.

«Гуканне вясны»

Этот белорусский обычай - один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».

Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным - Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».

Аист (по-белорусски - бусел) - ключевая фигура этого праздника.

Коляды

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года - и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.

Купалье

В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что - выдумка. Этот день - праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня - в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.

Свадьба

Белорусская свадьба (или «вяселле») - уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.

Заключение.

Просмотр содержимого документа
«Обычаи и традиции Белорусского народа»

«Обычая и традиции Белорусского народа»

Цель: Знакомство связанной с изучением, возрождением народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия белорусской национальности.

Задачи:

приобщение детей к духовным ценностям России - стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;

повышение уровня патриотического воспитания;

воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

сохранение исторической памяти;

Объект:

представители белорусского народа.

Предмет:

Традиции и обычаи белорусского народа.

Культура белорусского народа.

История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. В своей работе я постаралась обобщить те данные, которые были получены в ходе исследования.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Культура белорусского народа.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы – Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.

Столица Белоруссии город Минск. Президент Лукашенко Александр Григорьевич

Белоруссия находящаяся почти в центре Европейского материка имеет большие запасы многих природных ресурсов. Если будем учитывать, какие полезные ископаемые добывают в Белоруссии, то получится такая картина.

В стране имеются месторождения нефти и попутного газа, которые располагаются в восточной части прогиба реки Припять

Почти повсеместно распространены месторождения торфа. Разведано более 9 тысяч месторождений с общими запасами, оцениваемыми в 3 млрд. т. торфа, из разрабатываемых четырехсот месторождений, каждый год добывается около 15 млн. т.

Основным минеральным богатством региона, являются калийные соли, занимающие ведущее место в экспорте страны.

Также регион обладает практически неисчерпаемыми запасами каменной соли с суммарными запасами в 22 млрд. т.

Имеются месторождения доломита, основным из эксплуатируемых является карьер Гралево

В регионе разрабатывается около 110 месторождений глины

Также ведется добыча мела и мергеля

Существуют полезные ископаемые, промышленная разработка которых не ведется: горючие сланцы, бурые угли, фосфориты, железные руды, гипс.

Традиции и обычаи белорусского народа. Национальный костюм Белоруссии.

Традиционный народный костюм - один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями - русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение.

Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды. Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

Мужской костюм.

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.

Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы - ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины - это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор - значило едва не нарушить брак.

Национальная особенность – ручник.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник - не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы - возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.

Национальная кухня белорусов .

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня.

Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.

Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.

Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.

Празднование белорусской Масленицы.

На масленичной неделе не ели мясо. Повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. На столе появлялись также различные сыры, масла, творог.

Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.

Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине.

На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.

В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом.

Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:

После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех разными вкусностями.

Спас

Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас – праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.

Юрьев день

Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий – покровитель пастухов, а праздник этот – один из главных в земледельческом календаре.

Петров день

Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда – косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.

Петр считался покровителем нивы, поля, особенно гречки. Ведь ее сеяли за несколько дней до праздника. Кроме того Петр способствовал созреванию урожая.

Громницы

Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля – по католическому календарю, а 15 февраля – по православному.

Громницы всегда символизировали переход пор год от холодной и лютой зимы к жаркому лету. Все ждали тепла и солнца, хотели ускорить этот природный процесс. Несмотря на то, что февраль традиционно был самым холодным месяцем в году, наши предки говорили, что на Громницы зима с летом встречается. А значит, этот праздник уже можно считать весенним. Считалось, что именно в этот февральский холодный день может быть гроза с громом и молниями, которая дает надежду на скорый приход весны.

«Гуканне вясны»

Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».

Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным – Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».

Аист (по-белорусски - бусел) – ключевая фигура этого праздника.

Коляды

Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.

Купалье

В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что – выдумка. Этот день – праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня – в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.

Свадьба

Белорусская свадьба (или «вяселле») – уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.

Заключение.

Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях; другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте; третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Некоторые христианские обычаи за века настолько крепко сплелись с языческими обрядами, что разграничить, что откуда повелось сложно. Тем более, что белорусы с трепетным уважением относятся и к старым обрядам, и к нововведениям. А все вместе создает неповторимый симбиоз, что называется культурой белорусского народа.

Традиции белорусского народа находят свое разнообразие в песенном и сказательном творчестве. Подтверждением чему могут стать огромное количество народных песен, баек, баллад и сказок.

Бытовые вопросы белорусов в национальном свете

Самобытность культуры проявляется и в семейных традициях. Главой семьи традиционно являлся мужчина, его основная функция – защищать дом и обеспечивать семью. На местном языке его называли "дядьзька". Таким он был для членов семьи, а для деток он звался "бацька".

Место женщины (как и у всех славян) рядом с мужчиной, она хранительница домашнего очага и уюта. В культуре белорусского народа женщина имеет права равенства вместе с мужчиной. Сообщение о традициях белорусской культуры, что их можно найти в старинных рукописях, говорят о разделе семьи на «мужскую» и «женскую» части. Это читается и по предметам домашнего обихода.

Натуральные дерево и металл традиционно считались «мужскими», ткани и лоза – «женскими» материалами. От этого и раздел предметов домашнего обихода, садового и огородного инвентаря, мебели и частей дома.

Самобытные черты белорусов просматриваются и в национальном костюме. Визуально, он похож на национальные славянские костюмы, есть общие мотивы и с литовским, и с украинским нарядами. Но все же перепутать национальную одежду невозможно: в стилистике одежды, украшений и обуви соблюдены аутентичные мотивы Белоруссии. А созданы они благодаря умелым рукам народных мастеров.

Этнические мотивы просматриваются и в национальных чертах характера. Белорусы добры, приветливы, честны, щедры и уважительны в своем отношении к старшим и родственникам. На просторах Белоруссии редко, когда увидишь агрессивные сцены выяснения отношений, обмана на рынках или в бизнесе. Для белорусов важны честность, скрупулезность, они дорожат своей репутацией.

Белорусы народ социальный, они привыкли все делать сообща, проводить вместе праздники и разделять работу, важные вопросы они тоже решают всей семьей.

Национальные традиции современности

В современной Белоруссии доминируют наряды европейского стиля, популярны деловые костюмы на европейский манер. Но и национальные традиции в одежде не забываются, особенно в селах. Как правило, на деловые встречи белорусы отправляются с добрым сердцем и чистыми помыслами, предварительно оговорив время и место. Основная масса взрослого населения трудоустроена и занята на работе с 9 утра и до 6 вечера.

Разговорная речь белорусов представлена национальным белорусским языком (получил статус такового в 1990 году). Равно с тем в бизнесе широко используют русский, немецкий и английский языки. Для письменной речи используют кириллицу, но иногда и латинские буквы. Учитывая, что белорусы и россияне братские народы, русская речь слышна и в быту.

Своеобразным языковым феноменом является, так называемая, «трасянка» - сленг, что создался в результате смешивания русского и белорусского языков. Как уже говорилось выше, есть некоторые и диалекты в национальном языке, что присущи той или иной местности. К примеру, город Витебск (литературное название) на наречии местного населения иногда звучит как Витсебск. Аналогично Гродно – Хродна, Могилев – Махилеу. Гостям и путешественникам важно бы учитывать эти факты.

Видео: Белорусский праздник - масленница