Особенности мужской и женской коммуникации. Психологические особенности вербального поведения женщин. Цель и задачи исследования

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

10.6. Половые различия в использовании вербальных средств общения

Ряд авторов отмечают различия в мужской и женской речи. По данным М. А. Куцыревой (2004), у мужчин по сравнению с женщинами в речи значительно выше средний размер пауз и доля пауз, с возрастом снижается словарное разнообразие и увеличивается общее количество слов, коэффициент незаконченных предложений значительно ниже, чем у женщин. У последних выше, чем у мужчин, темпоральные характеристики речи.

Некоторые исследователи предлагают разделить паттерны речи, так же как и темы речи, на «женский» и «мужской» тип (Carli, Bukato, 2000; Tannen, 1999, 2000). Например, Робин Лэйкофф (Lakoff, 1975) отмечала, что женщины испытывают на себе языковую дискриминацию двух типов: 1) когда женщин обучают (?! - Е. И.) особым формам выражений, редко употребляющихся мужчинами, - это разделительные вопросы («не правда ли?», «да?», «ведь так?») и определители; 2) сексизм проявляется в структуре языка (например, используются выражения с неравноценными коннотациями, как хозяин (англ. - господин) и хозяйка (англ. - любовница).

Исследователи, изучающие языковые паттерны, отметили, что в целом речь женщины со стороны часто представляется невнятной и неубедительной, а слова мужчины, наоборот, кажутся понятными и убеждают (Tannen, 2000).

…Многие женщины в речи приводят длинные просьбы (Carli, 1999). Например, слова «пожалуйста», «будьте добры» или фразы «Я была бы признательна вам, если…». Женщины используют экспрессивные выражения: «ты знаешь», «ах», «ммм», «сейчас подумаю», «ну», «да.». Женщины реже употребляют экспрессивные выражения в разговорах с другими женщинами, чем в беседах с мужчинами, - на основании таких данных можно сделать вывод о том, что женщинам приятнее общаться с другими женщинами, чем с мужчинами.

Палуди М., 2003, с. 221, 223.

Различия в обращениях. Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, тоже различаются. Р. Рубин (R. Rubin, 1981) выявила при опросе университетских преподавателей, что студенты называют по имени молодых преподавателей-женщин гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели называют теннисисток по имени гораздо чаще, чем теннисистов (соответственно в 53 и 8 % случаев). В ласкательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т. п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус.

А. Кирилина (1999) отмечает, что женщины чаще прибегают в обращениях к уменьшительным суффиксам для придания своей речи ласкательности, уменьшительности.

Гендерные различия в вербальной коммуникации

Нет ни малейшего повода считать, что различия, наблюдаемые между мужскими и женскими оборотами речи, порождают «проблемы» для любой группы (Canary, Hause, 1993). Однако было найдено множество различий между женскими и мужскими речевыми паттернами, и решение этой проблемы заинтриговало ученых. Мулак (Mulac, 1998) обратил внимание на два различия в использовании языка мужчинами и женщинами, которые, кажется, привлекли к себе широкое внимание:

Женщины используют вдвое больше усилителей и общих понятий, чем мужчины. Усилители - это слова, которые модифицируют другие слова и служат для подчеркивания мысли, переданной первоначальным словом. Так, в соответствии с изучением фактической речевой практики мужчин и женщин, женщины, вероятнее всего, будут использовать слова типа ужасно, совершенно и так (как в предложении «Это было совершенно замечательно» или «Это так важно»). Общие понятия модифицируют слова, чтобы смягчить и ослабить мысль, переданную первоначальным словом. По данным исследований, женщины предпочитают использовать такие слова, как до некоторой степени, возможно или может быть (например: «Было до некоторой степени интересно, что…» или «Может быть важно, что…»).

Женщины задают вопросы чаще, чем мужчины. Женщины намного чаще, чем мужчины, включают в свою речь вопросы вроде: «Вы так думаете?» и «Вы уверены?» В основном женщины имеют склонность использовать вопросы, чтобы получить больше информации и подробностей, а также определить, как другие воспринимают информацию.

…Джулия Вуд (Wood, 1997) объясняет эти различия в использовании языка разницей в базовых психологических установках, приобретаемых в процессе взросления. Женщины формируют у себя половую идентификацию, видя себя «похожей» на мать или связанной с ней. Они учатся использовать коммуникацию как важный способ установления и поддержки отношений с противоположным полом. Мужчины формируют у себя половую идентификацию, понимая, как они отличаются, или «отдельны», от матери. Таким образом, они используют речь как способ контроля, сохранения независимости и повышения статуса.

Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 70–72.

Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника - они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. Они чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавторами (L. Carli et al., 1995) нашли, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражена оправдывающаяся интонация. Как пишет Р. Лакофф (2000), женщины говорят так называемым «безвластным языком», выражающим отсутствие авторитета. Для женского стиля речи характерна установка на равенство и кооперативность. В речи мужчин больше агрессивности и развязности.

Мужской разговор имеет «отчетный» характер, женщины же говорят «о мелочах». Разговор мужчин имеет целью достижение некоего «статус-кво», а разговор женщин направлен на утверждение согласия и интимности (Н. Курилович, 2001).

Женщины умеют слушать и сосредоточиваться на проблеме собеседника, реже перебивают его в процессе диалога.

Обычно в смешанной компании от женщины не ждут, что она будет много говорить (Beaumont et al., 1998; Libra, 1987; Welte, 1998). Кроме того, молчание девочек и женщин непосредственно связано с тем, что они хотят привлечь собеседника и понравиться ему. Вот слова из песни к фильму «Русалочка»:

Тебе нужно твое личико и вся твоя красота.

Пусть тело твое говорит.

Там, на суше, мужчины не любят болтовни.

Если девушка трещит без умолку, она быстро надоедает.

Настоящей леди лучше молчать как рыбе.

Да и к чему ей сплетни и треп?

Для мужчин слова ничего не значат -

Настоящий джентльмен не произносит слов, -

Но он теряет голову от загадочной незнакомки.

Девушка с язычком на замке получит в награду любимого.

Палуди М., 2003, с. 224.

В бытовом же сознании эти различия часто не отмечаются. Так, Н. О. Таирова (2005) пишет, что на вопрос «Отличается ли мужская речь от женской?» женщины в основном отвечают «нет», а если «да», то только скоростью и большим разнообразием бытовых тем. Что касается профессиональной речи, то она, по мнению как мужчин, так и женщин, не отличается. Чем старше мужчина, отвечающий на этот вопрос, тем чаще он говорит, что между мужской и женской речью нет никаких различий. То же показывают и совсем молодые информанты-мужчины (до 27 лет). В возрасте от 30 до 37 лет мужчины категорично говорят, что отличия в мужской и женской речи существуют, причем у них речь делится на «женскую» и «человеческую вообще».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Половые различия: о чем говорят исследования Исследователи выявили множество различий между мужчинами и женщинами в физических, познавательных, личных и социальных областях.Еще недавно существовала гипотеза, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин

Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Половые различия в структурах мозга Миндалина - древняя часть мозга, находящаяся под влиянием гормонов; из этой области к нам приходят страхи, агрессия и активность, отсюда стимулируется дух соперничества. Миндалина мобилизует нас перед лицом опасности. Миндалина в

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Глава 22 Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов Людям часто приходится сталкиваться с ситуациями внутреннего напряжения и дискомфорта. Реагируют они на это двумя способами: строя сознательные копинг-стратегии

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

10.7. Половые различия в использовании невербальных средств общения Невербальное общение мужчин и женщин тоже имеет некоторые различия. Женщины в большей мере, чем мужчины, предпочитают видеть, чем услышать, т. е. они больше доверяют визуальной (невербальной) информации

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

Половые различия Начиная с середины 70-х гг. проблеме половых различий в мировой литературе посвящается до полутора тысяч публикаций ежегодно. Усилия исследователей сосредоточены прежде всего на инвентаризации половых различий и выяснении их происхождения. Какие

автора Макграт Хелен

Половые различия В целом логиков больше, чем этиков. Большинство мужчин – логики. Отчасти это объясняется социальными факторами половой идентификации. Наблюдения показывают, что женское мышление больше настроено на

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Половые различия Пол в данной модели поведения роли не играет. Несмотря на широко распространенное убеждение, что женщины сплетничают и злословят чаще мужчин, научные исследования этого не подтверждают. Мужчины склонны к негативизму не меньше женщин, но называют свои

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Половые различия Как правило, женщины чаще признаются в том, что их беспокоит, и охотнее делятся своими мыслями по этому поводу. Таким образом они добиваются поддержки и сочувствия. Правда, существует опасность, что, если им чрезмерно в этом потакать, они могут сесть на шею

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Половые различия Традиционно женщины воспитаны таким образом, что стараются полагаться на мужчину как на социального партнера, защитника и источник средств к существованию. Исследования показывают, что среди людей, страдающих чрезмерной зависимостью, женщин в целом

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Половые различия Среди мужчин тиранов встречается больше, чем среди женщин, и их жертвами, как правило, становятся тоже мужчины. Женщины в роли тиранов предпочитают действовать исподтишка и косвенными методами, в то время как мужчины тяготеют к публичным

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Половые различия Социопатическая модель поведения в большей мере свойственна мужчинам, чем женщинам. Это объясняется рядом причин: В целом женщины физически слабее, и в их организме содержится меньше тестостерона. Поэтому вероятность насильственных действий с их

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

106. Использование следователем вербальных и невербальных средств Для успешности производства следственных действий, значительную долю которых составляет работа с людьми (подозреваемым, потерпевшим, свидетелями), следователь должен уметь вести продуктивные беседы и

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Половые различия Среди всех возможных различий между людьми в наибольшей степени выражены, безусловно, различия по половому признаку. Первое, что мы спрашиваем при рождении ребенка – это мальчик или девочка? И первое, что мы автоматически отмечаем, когда мы видим

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не понимают. Мужчинам женские разговоры кажутся нелогичными и пустыми. Почему же возникают такие разногласия между людьми, которые искренне хотят понять друг друга?

Наука, которая называется гендерная психология, исследует отличия психологии мужчин и женщин. Она выявила около 300 различий между особенностями мышления и поведения представителей разных полов. Приоритетным направлением её изучения являются гендерные особенности общения.

Мужчина мыслит глаголами и существительными, а женщина – прилагательными.
Олег Рой.

У кого из нас потребность в общении больше?

Уже с раннего детского возраста у девочек потребность в общении больше, чем у мальчиков. С годами эта тенденция сохраняется. Представительницы прекрасного пола превосходят мужчин по вербальным способностям. У них более богатый словарный запас и выше скорость речи.

Главным в общении для мужчин является максимально быстрое достижение результата. Именно поэтому в разговоре они склонны говорить по сути, начиная беседу с важных моментов. Для представителей сильного пола важна логичность, последовательность и аргументированность высказываний. Они не любят длительных рассуждений и отвлечённых бесед. Женщины же предпочитают вести длительную беседу, с приведением большого количества примеров. Они любят выяснять истину в процессе разговора, задавая большое количество вопросов.

Очень важным моментом, который достаточно часто приводит к конфликтным ситуациям, является то, что когда мужчина занят каким-то делом, он не будет поддерживать разговор. Для женщин естественно одновременно выполнять несколько дел и при этом обсуждать последние новости. Мужчины же всегда сосредотачиваются на выполнении одного вида деятельности, они не могут распределять своё внимание. Женщинам необходимо учитывать это. Если мужчина занят, то разговор с ним лучше отложить.

Время чтения 11 минут

Психология общения мужчины и женщины - особая тема, интересующая многих, эти знания необходимы для построения гармоничных отношений. Главный секрет - мужчины и женщины очень разные на генетическом уровне, отличаются восприятием мира, реакцией на жизнь, способами взаимодействия. Наша ошибка - равнять по себе, надеяться и требовать такого же отношения, понимания во всём.

Проблемы общения в психологии всегда были актуальными, возникновение непонимания, конфронтации имеет чёткие основания, факторы. Общение возникает как процесс взаимодействия людей с целью обмена информацией, понимания, установления связи между людьми.

Структура общения в психологии предполагает способы выражения мыслей в вербальной (слова, речь) и невербальной форме (жесты, мимика). Причём замечено, что женщины чаще используют невербальные способы взаимодействия. Информация излагается в различном виде, кодируется - письменная, устная.

В статье проанализируем основные отличия мужчин и женщин, которые стоит учитывать в общении, при знакомстве, в семейной жизни. Информация будет ключом к миру противоположного пола, к людям "с другой планеты". Что нужно мужчинам и женщинам? Почему мы такие разные? Эти вопросы волнуют людей уже многие столетия.

В ходе биологической эволюции, развития с древних времён, природой заложены различия строения и восприятия на физиологическом уровне. Для установления взаимопонимания мужчины и женщины необходимо понимать особенности, заложенные природой, обратимся к исследованиям науки и психологии. В результате наблюдений, экспериментов учёные заметили следующие факты:


Психология общения мужчины и женщины учитывает различия на физиологическом уровне. Причём особенности организма неразрывно связаны с психическими реакциями, восприятием мира. В следующем разделе обратим внимание на особенности поведения, психологические особенности.


Психология общения мужчины и женщины предполагает понимание друг друга, наших отличий в восприятии жизни, реакций, особых правил женского и мужского мира.

Психологические особенности женщины:


  • мужчины нацелены на дело, действие, менее подвержены эмоциональным всплескам;
  • редко обсуждают свои проблемы, стараются решать сами или с близкими друзьями;
  • дают советы, когда их просят;
  • нуждаются в доверии, любимая женщина должна верить ему;
  • не любят, когда их переделывают, учат жить;
  • нуждаются в восхищении, признании заслуг;
  • одобрение действий, похвала необходимы им, как воздух;
  • поощрение хороших дел, благодарность за помощь стимулируют к новым стремлениям;
  • мужчина выражает любовь через конкретные дела (помощь любимой), помогая решать сложные задачи, через интимные отношения;
  • мужчины воодушевляются на подвиги, чувствуя, что нужны своей женщине.

Таким образом, психология общения мужчины и женщины строится на взаимопонимании, уважении, признании наличия особых реакций у противоположного пола на жизнь, эмоций, проявления чувств; понимание данного вопроса положительным образом влияет на установление эффективного взаимодействия, создание крепкой семьи.


Правила общения мужчин и женщин

Психология общения мужчины и женщины предполагает установление особых правил поведения, норм, необходимых для поддержания хороших отношений, установления контактов. Рекомендации основаны на различиях психики мужчин и женщин. С детских лет замечаем особенности в поведении, увлечениях, проявлениях реакций, однако редко понимаем способы установления доверительных, честных отношений на долгие годы.

Важная истина - психология хороших отношений между мужчиной и женщиной строится на понимании физических и психических различий. Исторически обусловлено формирование мышления, отношения к жизни, быту, семье. Мужчина не всегда способен понять эмоциональность женщин, а женщины - уязвимость гордости и желание самореализации мужчин.

Желаем всегда находить взаимопонимание и жить в гармонии с любимым человеком!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горошко Елена Игоревна. Особенности мужского и женского вербального поведения: 10.02.19 Горошко, Елена Игоревна Особенности мужского и женского вербального поведения: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 Москва, 1996 179 с. РГБ ОД, 61:96-10/361-3

Введение

Глава 1. Теоретическая модель мужского и женского вербального поведения...8

Глава 2. Особенности мужских и женских ассоциаций 58

2.1 Цель и задачи исследования 58

2.2 Методика проведения эксперимента 58

2.3 Анализ результатов эксперимента 72

Глава 3. Порождение и восприятие речи и половой диморфизм речевой деятельности 79

3.1 Цель и задачи исследования.79

3.2 Методика проведения эксперимента 84

3.3 Анализ результатов эсперимента..91

Глава 4. Прагматические характеристики мужской и женской письменной речи 96

4.1 Цель и задачи исследования

4.2 Методика проведения эксперимента 102

4.3 Анализ результатов эксперимента 111

Заключение 119

Литература 121

Приложения №№1-13 146

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена поиску и анализу особенностей и закономерностей вербального поведения человека, которые обусловлены его биологическим полом.

Основным в работе выступает теоретико-экспериментальный подход к исследованию характерологических особенностей речи мужчин и женщин. Актуальность работы определяется следующими положениями:

    Функции далеко не всех единиц в речи мужчин и женщин исследовались экспериментально.

    До сих пор не созданы ни детальное описание прагматических характеристик языковых единиц, используемых в речи мужчин и в речи женщин, ни теоретической модели вербального поведения мужчин и женщин, носителей современного русского языка.

    Полученные в большинстве исследований данные, касающиеся характерологических особенностей мужской и женской речи, носят крайне противоречивый характер (часто взаимоисключающий).

Исследования проводились на ограниченном материале и с малым количеством испытуемых без учета корреляции и влияния других социальных факторов на речь испытуемых. И естественно все выдвинутые гипотезы о различиях в вербальном поведении полов нуждаются в детальной и всесторонней проверке с применением статистических и вероятностных методов исследования.

4. Нужды экспертной практики в криминалистике /судебно-автороведческая и су-
дебно-фоноскопическая экспертизы, графология/, психологии и психиатрии
/использование характеристик и анализа мужской и женской речи при диагности
ровании сексуальных девиаций, измененных состояний сознания /эмоционального
напряжения, стресса, алкогольного опьянения/ и т.д. настоятельно диктует создание
модели мужского и женского вербального поведения, описания стиля мужской и
женской речи, что позволит более продвинуться и с большой точностью фиксиро
вать имплицитные и латентные процессы в психическом поведении индивида, свя
занные с его биологическим полом.

Основная цель диссертационного исследования сводится к установлению и описанию перечня идентификационных /характерологических/ признаков мужской и женской речи, к созданию модели мужского и женского типов вербального поведения. Достижение поставленной цели требует решения нескольких частных задач:

    Создание теоретической модели, позволяющей описать особенности мужской и женской модели речевого поведения;

    Проведение серии экспериментов, направленных на выявление идентификационных признаков мужского и женского стиля речи;

    Определение статистической значимости и валидности полученных характеристик мужской и женской речи, учет влияния других факторов на речь индивида, и их корреляции с биологическим полом носителя языка;

    Проверка полученной модели вербального поведения человека на контрольной выборке испытуемых с проведением психодиагностического тестирования; Предметом исследования стало речевое поведение рядовых носителей современного русского литературного языка. Исследовалась как устная, так и письменная речь, хотя предпочтение, учитывая нужды экспертной практики, психологии и психодиагностики, отдавалось письменной речи.

В методологическом плане исследование построено на философских положениях о диалектической взаимосвязи языка и мышления, на интерпретации языка как динамической системы речевой деятельности человека.

Понимание языка как целенаправленной знаковой деятельности также было использовано в работе.

Изучение коммуникативных и выразительных функций речевых сообщений ведется с учетом общественно-исторических условий функционирования языка. В частности, в социально-историческом контексте рассматриваются процессы, связанные с порождением письменных текстов, а также процессы их восприятия и понимания. Методологическими положениями определен и метод исследования. Речь идет об эксперименте как об основном методе исследования, используемого в данной диссертационной работе. А, именно, метод свободных ассоциаций, а также методика "поврежденного текста", разработанная А.А.Брудным, составили основу проведенного эксперимента.

з В силу характера поставленных задач, решаемых в работе, при анализе и обработке данных проводился сопоставительный качественный и количественный анализ данных.

Статистический анализ основывался на применении симптоматической методики и позволил определить существенные тенденции в картине речеполовой дифференциации.

Новизна диссертационного исследования определяется как объектами /в современной лингвистике отсутствуют комплексные исследования подобного плана на материале русского литературного языка/, так и экспериментально-методологической базой, используемой для выделения характеристик, идентификационных признаков мужской и женской речи.

Впервые рассматривается влияние пола индивида на его ассоциативное мышление, на выбор стратегии речевого поведения, а также взаимосвязи и влияние фактора пола индивида на другие социально-биографические составляющие его личности (возраста, социального происхождения, профессии и т.д.).

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в воз
можности использования его материалов в судебно-автороведческой экспертизе
при диагностировании пола автора анонимного текста, при установлении факта
искажения письменной речи автора (например, в случае имитации автором ано
нимного текста психолингвистических особенностей речи лица противоположного
пола), при проведении психологической экспертизы и психодиагностики психосек
суальных нарушений и отклонений при лечении определенных заболеваний из дан
ной сферы {имеется в виду создание стандартного письменного теста, позволяюще
го по данным логико-грамматической структуры речи дать обоснованный прогноз
типа и характера психосексуальных отклонений, наблюдаемых у тестируемого), в
судебно-фоноскопической экспертизы (при установлении мужского и женского
речевого и звукового "рисунков" в целях диагностирования пола лица по его

Материалы исследования могут быть также использованы в вузовских спецкурсах и спецсеминарах типа "Лингвистический анализ текста", "Криминалистика и судебная экспертиза" и т.д..

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Диссертация обсуждалась на заседаниях аспирантского семинара института языкознания г.Москва.

По материалам диссертации были сделаны два доклада на двух международных конференциях в (г.Вене, Австрия) и в (г.Кривой Рог, Украина), трех межреспубликанских конференциях и симпозиумах (в г.Москве, Киеве и Одессе) и на двух внут-ривузовских конференциях (в г.Харькове). Результаты работы нашли отражение в 11 публикациях.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретической и методической баз исследования, опорой на современные данные и результаты, полученные в области психо- и социолингвистики, длительным характером экспериментальной работы и возможностью её воспроизведения, репрезентативностью выборки испытуемых, адекватностью применявшихся методов цели и задачам работы, взаимодополняемостью и взаимной проверкой методов исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, апробацией основных выводов и результатов исследования. На защиту выносятся следующие положения: /. Речь и пол человека взаимосвязаны.

Различия в вербальном поведении человека, обусловленные его полом, проявляются на всех уровнях языка, затрагивая практически все элементы его системы, возможно, следует говорить о мужской и женской модели вербального поведения.

    Констатируемые различия в вербальном поведении человека, которые определяются его полом, носят не инвентарный (наличие отдельных "женских" и "мужских" вариантов языка), а вероятностный характер (существуют определенные различия в частоте и особенностях использования одного и того же набора языковых средств).

    На степень и характер проявления различий в речи мужчины и женщины влияет целая система факторов (от этнических до индивидуально-психологических) и проблема половой дифференциации в речи должна решаться только с учетом влияния всей совокупности факторов.

    Причина возникновения различий в вербальном поведении мужчины и женщины может быть обусловлена как психологически, так и социально, но все же "центральной системой", отвечающей за их наличие, является мозг человека, осо-

5 бенности специализации его левого и правого полушарий, их функциональная асимметрия.

    Частота и характер различий на каждом языковом уровне проявляются неодинаково и с разной долей интенсивности.

    Половая дифференциация в языке возникает вместе с формированием языковой способности человека. Т.е. уже с раннего детства закладываются различия в вербальном поведении, определяемые половым диморфизмом.

Во введении формулируются проблемы исследования, цель и задачи данной работы. Обосновывается методическая база, объект и предмет исследования, рассматриваются его актуальность и новизна, формулируются теоретические положения, на которых основывается данное исследование, и практическое приложение данной работы.

В первой главе "Теоретическая модель мужского и женского вербального поведения" обсуждается теоретическая возможность построения модели мужского и женского речевого поведения, проводится анализ литературных источников и экспериментальных данных по исследуемой теме, начиная с гипотез и положений, выдвинутых Э.Сепиром и О.Есперсоном и оканчивая последними работами по прагматике, социо- и психолингвистике.

Анализируются и описываются все различия, обнаруженные в язьже мужчины и женщины в области фонетики (особенности произношения тех или иных звуков, просодических элементов), организации словаря мужчины и женщины, грамматических особенностей их речи (статистического превалирования одних грамматических средств языка над другими), в морфологии (частотные характеристики употребления и варьирования частей речи), синтаксисе (использование различного типа синтаксических связей и конструкций) и дискурсе.

Исследуется как фактор пола биологически, психологически и социально оказывает влияние на восприятие и использование тех или иных языковых средств. Затрагиваются причины различий и на чем основывается половая дихотомия в языке, какие "механизмы" несут ответственность за ее проявление. Также прослеживаются истоки формирования различий в вербальном поведении полов (когда, как и в чем они появляются, степень и характер их проявления в речи мальчика и в речи девочки).

6 Особое внимание обращается на методическую базу при проведении исследовании (какие методы применялись, условия проведения эксперимента) и на валидность полученных результатов на базе различных языков.

Следует заметить, что проявления полового диморфизма в речи констатировались более чем в 20 языках.

Вторая глава посвящена изучению мужских и женских ассоциаций в русском языке и содержит подробное описание эксперимента, проведенного в целях изучения ассоциативного мира мужчины и женщины. Почему именно ассоциации были выбраны для изучения особенностей мужского и женского вербального поведения, каким образом они исследовались и анализировались, чем "наивная картина мира" мужчины отличается от такой же женской "картины мира", каким образом параметр пола может быть введен в задачи изучения семантико-грамматического уровня изучения языковых способностей с целью выявления особенностей мужского и женского языка - эти все вопросы и стали предметом исследования второй главы работы.

В основу эксперимента был положен метод свободных ассоциаций. В третьей главе рассматриваются различия между "женским" и "мужским" порождением, восприятием и пониманием текста. Выдвигается предположение, что механизм порождения и восприятия речи может быть опосредован биологическим полом носителя языка. В доказательство выдвинутой гипотезы также проводится несколько серий экспериментов по воссозданию смысловой структуры текста на различных группах испытуемых на выборке объемом свыше 100 человек. Для понимания закономерностей порождения и восприятия текста используется методика "поврежденного текста", разработанная А.А.Брудным. Испытуемым предлагается восстановить текст, разрезанный на предложения, предъявляемые в случайном порядке.

Данная методика была выбрана нами в силу того, что при восстановлении смысловой структуры текста "задействованы" практически все основные "механизмы" ре-чемыслительной деятельности человека, а именно: механизмы запоминания, анализа и синтеза смысловой структуры, а также в силу ее успешной апробации и использования в психолингвистических экспериментах по изучению билингвизма, афазий и т.д..

Был разработан и специального рода алгоритм для формального анализа и оценки полученных в ходе эксперимента данных.

Объектом изучения четвертой главы диссертационного исследования были выбраны статистические закономерности мужской и женской письменной речи или же идентификационные признаки мужского и женского стиля письма. Материалом для изучения послужили частные письма бытового характера, а также сочинения, написанные на заранее заданные темы и при определенных условиях написания (коммуникативной обстановки). Авторы писем и сочинений - рядовые носители современного русского языка, люди с различными социально-биографическими данными.

Эксперимент также проводился на различных выборках с целью выяснения влия
ния факторов возраста и образовательного уровня на письменную речь испытуемых
и их корреляции с биологическим полом участников эксперимента.
Исследовались грамматические, лексические, морфологические и синтаксические
особенности их письменной речи. Особое внимание уделялось роли оценки в се
мантике значения прилагательных и «в связи с прояв
лением полового диморфизма в речи. В результате статистической обработки и
проверки валидности данных о полученных различиях были выведены идентифи
кационные признаки мужской и женской письменной речи носителей русского ли
тературного языка.

В заключении подводится итог проведенной работы, суммируются полученные различия и по полученным данным строится модель мужского и женского вербального поведения.

Теоретическая модель мужского и женского вербального поведения

Половая дифференциация относится к числу тех универсальных явлений, которые так или иначе изучают все науки о человеке.

Противопоставление людей по полу, т.е. существование дихотомии "мужской/женский" пронизывает все сферы (домены) человеческого знания и культуры. Вряд ли есть культуры, где не было бы этого противопоставления, т.е. практически каждая культура обладает некоторым набором средств, позволяющих отметить и определить как мужчину, так и женщину. Так, мальчика воспитывают одним образом, а девочку - совсем по-другому, от мужчины и от женщины ожидаются различные типы социального поведения, мужчина в обществе ассоциируется с одним набором понятий, а женщина, как правило, совсем с другим. Половая дихотомия является одним из важнейших и вместе с тем сложнейшим объектом для исследования в психологии и биологии, медицине и криминалистике. Но до недавнего времени считалось, что данная проблема прямого отношения к языку не имеет и в лингвистике ей не уделялось особого внимания. Однако появившиеся в течение последнего времени работы в лингвистике, а особенно по теории дискурса и социолингвистике (см.библиографию) не только поставили под сомнения данный тезис, но и создали базу для построения теоретической модели мужского и женского вербального поведения. Одним из первых ученых, обративших внимание на тот факт, что речь мужчины каким-либо определенным образом отличается от речи женщины был Э.Сепир, изучавший язык коасати на острове Ява. Он выделил формы слов в данном языке, которые преимущественно употреблялись женщинами и те формы, которые чаще использовались мужчинами (321).

А в 1922 году О.Есперсен в своей книге "Язык: его суть, происхождение и развитие" уделил целую главу описанию различий между "женским" и "мужским" речевым поведением. Опираясь на записки и сведения миссионеров и путешественников О.Есперсен приводит примеры мужских" и "женских" языков индейцев, проживающих на островах Карибского архипелага: "Примитивные женщины говорят иначе, нежели примитивные мужчины... Мужчины понимают речь женщин, но са 9 ми говорят иначе, т.е. используют другие языковые структуры" (242, с.237). Более того, в некоторых индейских племенах женщинам категорически запрещалось использовать "мужские" речевые средства и соответственно наоборот. Например, жене не разрешалось произносить имя мужа, а в племени чикито в Боливии мужчинам разрешалось употреблять одни суффиксы, а женщине другие. В языке зулу жене воспрещалось произносить имена ближайших родственников мужа мужского пола, она должна была говорить о них косвенно или же просто описывать человека, который имеется в виду. На острове Суахили при особых мистериях только женщинам разрешалось произносить названия фаллических символов (например, в языке вазихуа /waziguha/). Есперсен также обратил внимание на различия между мужчинами и женщинами в ситуации билингвизма (мужчины быстро овладевают иностранным языком и в силу ситуационных обстоятельств и гораздо чаще женщин им пользуются). Также были замечены различия в области фонетики и грамматики, - особенностях произношения и акцентуации в английском и французском языках, различия в выборе слов, в морфологии, в строении словаря мужчины и женщины, в использовании синтаксических конструкций. Фактически Есперсен был первым, кто систематически описал различия в вербальном поведении полов на примерах разных языков из различных языковых семей. Но наибольший интерес к данной теме стал проявляться с середины 1970-х годов, когда бурное развитие получила коммуникативная семантика, социолингвистика, прагматика, когда стало изучаться влияние "человеческого фактора" в речевой деятельности. Стало ясно, что изучение языковых явлений в их коммуникативном, динамическом аспекте невозможно без учета психофизиологических и социально-стратификационных особенностей личности (пола, возраста, уровня образования и т.п.). Так, частота различий в произношении значительно снижалась, например, с повышением социального статуса и уровня образования. Изучались все уровни языка, начиная с фонетики и оканчивая особенностями дискурса и стиля речи в целом. Проводились эксперименты с учетом влияния ряда социально-психологических факторов на речь испытуемых, изучалась как устная, так и письменная речь, но сразу же хотелось бы отметить, что преимущество в изучении отдавалась письменной речи (т.к. она более спонтанна и менее подвержена контролю сознания и, как следствие этого, различия между мужской и женской речью проявляются там более контрастно). Интересные исследования были проведены по восприятию мужчиной и женщиной цветов и форм объектов, слов и речи в целом, своих социальных ролей и каким образом эти особенности проявляются в их вербальном поведении.

Мы хотели бы начать описание различий, найденных в мужской и женской речи, с фонетики.

В работах ДжХрадолла и Дж.Свэн, проведенных на материале английского языка, констатируется, что для женщины характерны более правильное и стандартное произношение (355).

Дж.Фишер в статье "Влияние социальных факторов на выбор лингвистического варианта" отмечает, что при проведении психологических экспериментов по методике ТАТ выяснилось, что дети в возрасте от 3 до 6 и от 7 до 10 лет произносят в зависимости от пола по-разному так называемое "ing" - вое окончание. Так, девочіси предпочитали произносить как , что является стандартным произношением в английском языке, а мальчики - как (198, с.48).

Методика проведения эксперимента

Для экспериментальной проверки и подтверждения данной гипотезы был использована метод свободных ассоциаций, в котором испытуемым предлагают отвечать словом R, первым пришедшим в голову при предъявлении слова-S, ни чем не ограничивая ни формальные, ни семантические особенности слова R (69, с.14). Причем, за единицу анализа берется ассоциативная структура, т.е. два объекта между которыми существует ассоциация. Минимальной ассоциативной структурой считается пара слов "стимул - реакция": S R. На одно слово S может быть получена целая цепочка слов-R, в которой все предыдущие R оказываются дополнительными S для последующих. Промежуточные стимулы как бы направляют процесс ассоциирования, при этом в цепочке, строго говоря, ассоциативно связаны только смежные слова, а не первое и, например, последнее.

Но в целях чистоты эксперимента нами рассматривались лишь минимальные ассоциативные структуры.

1. Между элементами (словами) существует ассоциативная связь в том случае, если они могут быть противопоставлены друг другу единственным и недвусмысленным образом;

2. Между элементами существует ассоциативная связь в том случае, если они объединены на основе общности двух или более характеристик (92, с.98). Ассоциативное поле слова определялось нами как совокупность ассоциатов, т.е. реакций на слово - стимул. Ассоциативное слово имеет ядро (наиболее частотные реакции) и периферию. Различают индивидуальное ассоциативное поле и коллективное. Коллективное ассоциативное поле, выявленное в свободном ассоциативном эксперименте, обычно интерпретируется как ассоциативная норма.

Следует подчеркнуть, что именно методика "свободных ассоциаций" была выбрана нами в качестве инструмента исследования, т.к. искусственная ситуация ассоциативного эксперимента сама по себе является достаточно гибкой и свободной, в самом задании ("ответить на предъявляемое слово первым, пришедшим в голову словом") нет установки ни на общение с экспериментатором, ни на решение познавательной задачи (36, с.34). При проведении многих экспериментальных исследований было замечено, что чем сложнее и искусственнее экспериментальная ситуация, тем менее информативны оказываются полученные в эксперименте данные (51,с.46).

Итак, как уже говорилось выше, основным инструментом нашего исследования стал "метод свободных ассоциаций".

В цель исследования входило обнаружить, систематизировать и описать особенности мужских и женских ассоциативных норм в русском языке. Задачи исследования: 1. Провести серию экспериментов с отбором соответствующих образцов. 2. Определенным образом обработать полученные данные, сделать их систематизацию и описание.

3. Проверить статистическую значимость предполагаемых различий и валидность результатов исследования.

Отбор участников проводился на основании следующих критериев:

1. Участниками эксперимента могли быть лица для которых русский язык является родным.

2. Они должны быть городскими жителями, чтобы максимально снизить влияние диалектного языка.

3. Возрастной состав испытуемых колебался от 17 до 25 лет. Лица такого возраста нами были выбраны неслучайно, т.к. к указанному возрасту в основном завершается становление языковой способности, и, значит, в ассоциациях должна отразиться сформировавшаяся языковая способность.

4. При отборе участников эксперимента мы стремились выбрать людей с различными уровнями образования и профессиями, чтобы учесть влияние обоих факторов на будущие результаты. И поэтому основной контингент испытуемых составили студенты и аспиранты технических и гуманитарных специальностей Вузов России и Украины.

Перед началом эксперимента все участники проходили предварительное психодиагностическое тестирование по методике MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) (29,94).

Каждому участнику эксперимента предлагалось ответить на список, состоящий из 550 утверждений и образующий 10 основных диагностических шкал. Данные утверждения касаются таких сфер жизни, как отношение к различным видам профессиональной деятельности, культурные потребности и интересы и т.п. Отдельному исследованию подвергалась шкала "феминности-маскулинности", состоящая из 59 утверждений и предназначенная для измерения идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом. Отобранные ответы обрабатывались по специальной компьютерной программе (русский вариант MMPI, адаптированный Л.Т.Ямпольским) с выделением шкалы "феминности-маскулинности", и только лица, показавшие высокую степень (свыше 70%) проявления феминных или маскулинных свойств, приняли дальнейшее участие в эксперименте (94).

Анализ результатов эсперимента

Эксперимент выявил следующую картину вербального поведения мужчин и женщин (см. Приложения №№9-11), анализ которой мы начнем с описания общих закономерностей реконструирования текстов, а затем уже проследим корреляцию реконструированных текстов с полом и возрастом испытуемых. Результаты показали, что:

1. Составление текстов заключается в смысловой группировке предложений по их тематике, происходит смысловая группировка материала, которая представляет собой некоторое промежуточное звено между текстом и его смысловым образом в сознании испытуемого, но с той только разницей, что при понимании и запоминании текста происходит его разбивка по смысловым группам, а при создании более крупных группировок происходит "сборка" по семантическим признакам, что ещё раз подтвердило мысль А.А.Брудного о том, что "монтаж текста сукцессивен до того момента, пока перебор вариантов не приводит к пониманию и уяснению глубинной семантической структуры текста, представляющий некоторый "куст ситуаций" (19, с.115), испытуемые восстанавливали тексты не только на основании опознания элементов связности между его частями, но и благодаря тому, что у них в сознании выстраивался некоторый фрейм ситуации, под который они и "подгоняли" выданные им отдельные предложения.

2. Восстановление текстов приводит к созданию новых текстов (или как мы это называем текстов-проекций). Из всех полученных нами текстов - проекций ни один не совпал с оригинальным текстом. Вариативность наблюдается и в отношении одного составленного текста к другому, т.е. совпадения между собой воссозданных текстов нами также зафиксировано не было.

3. Восстановление текста зависит от:

3.1 его логико-композиционного строения (воспроизведение текста цепной структуры (текста-повествования) характеризуется большей степенью полноты (приближения проекции к оригиналу), чем воспроизведение текста разветвленной структуры (реконструкций текстов-рассуждений);

3.2 логической структуры текста, которая прослеживается в строении его предложений. Если логическая взаимосвязь предложений достаточно хорошо устанавливается, то испытуемые "строят" почти идентичные тексты.

3.3 фабульности самих текстов-эталонов (хотя провести границу между фабульно-стью и его логичностью порой весьма сложно. В процессе эксперимента испытуемые стремились прежде всего обнаружить фабулу текста, собирая предложения по смысловым группам, соответствующим описанию отдельных событий и ситуаций. Эксперимент показал, что наибольшее единообразие вариантов достигается там, где композиционное строение - нить текста (ближе всего собирались к оригиналу мужской текст-повествование, отвечающий как раз вышеуказанному требованию).

3.4 интенции самих испытуемых (анализ ответов на вопрос "Какую цель они преследовали при "сборе" текстов: максимально приблизить его к оригиналу, создать свой собственный текст или же просто передать его содержание?" показал, что при желании испытуемых приблизить тексты к оригиналу "восстановленные" тексты были реконструированы наиболее точно);

3.5 степени знания испытуемыми предмета, о котором идет речь в исходном тексте (отрывок из романа А.Герцена "Былое и думы", представляющий собой размышление автора о духовной жизни русского общества середины прошлого века, был точнее всего восстановлен будущими филологами и историками);

4. Было установлено, что предложения, составляющие текст, имеют различные "смысловые веса", которые неравнозначны для испытуемых в процессе реконструкции.

5. Эксперимент позволил выявить "гибкие" фрагменты в тексте (в которых элементы свободно разъединяются) и "жесткие" (испытуемые как будто заранее знали порядок следования отдельных предложений), в трех исследуемых типах текстов независимо от их контекстно-вариативного членения. Так, самым "гибким" было начало текстов, затем середина (менее варьировалось, т.е. разброс значений был меньше), концовка же была самой "жесткой".

6. Обработка экспериментальных данных, представленных в виде результатов воспроизведения реципиентами исходного текста, позволяет определять основные структурные признаки текста, т.к. заранее предположив, что исходный текст, восстанавливаемый реципиентами, перерабатывается в его сознании в некоторый другой текст и, сопоставив множество текстов, мы можем выделить некоторые устойчивые фрагменты, которые сохраняются при трансформации. Они и образуют структурные признаки эталонного текста, его костяк.

7. Не было обнаружено различий при восстановлении художественного и нехудожественного текстов.

8. Тексты, взятые нами в качестве эталонных (исходных), по-видимому, в логико-композиционном отношении не являлись удовлетворительными, т.к. подавляющее большинство испытуемых образовывало новые тексты, логико-композиционная структура которых также могла рассматриваться как эталонная.

Что же касается различий при восстановлении текстов, обусловленных половым и возрастным диморфизмом, то результаты исследования показали следующее:

1. Одним из самых существенных выводов стало то, что в среднем восприятие, понимание и воспроизведение текстов женщинами или, иными словами, проекции предложенных им в эксперименте текстов характеризовалось большей нежели у мужчин семиотической мощностью (меньше значение разницы между проекцией и эталоном) чем у мужчин в независимости от возраста, т.е. мужские тексты отклонялись от эталонных сильнее женских.

2. Женщины оказались более чувствительны к логико-композиционной структуре текста, чем мужчины, т.к. женские тексты-повествования с цепной структурой были собраны точнее, чем мужские. А вот тексты-рассуждения, где логико-композиционная структура разветвлена, действие нечетко и размыто, т.е., как говорится, "мысль растекается по древу", то здесь "мужская сборка" текстов была гораздо точнее "женской".

Цель и задачи исследования

Для подтверждения данной гипотезы нам предстояло сперва решить несколько частных вопросов:

1. "Что выбрать в качестве образцов для исследования и в каких условиях они должны быть отобраны?";

2. "Какие параметры письменной речи должны быть изучены и какими методами?";

3. "Какие факторы и в какой степени могут влиять на прагматические характеристики мужской и женской письменной речи?".

В качестве объектов для исследования были выбраны образцы письменной речи носителей русского литературного языка. Почему мы выбрали письменную, а не устную речь? Такой выбор был обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, исходя из практических нужд судебного автороведения и судебно-психологической экспертизы, где письменная речь гораздо чаще устной выступает в качестве предмета исследования.

Во-вторых, в письменной речи, подготовленной, продуманной, более полно раскрывается личность: особенности мышления, культура, степень образованности, этнические и культурные стереотипы поведения. Более того, письменное изложение мыслей требует значительного интеллектуального, волевого напряжения. В-третьих, устная речь спонтаннее письменной, менее подвержена контролю сознания, более опосредована экстралингвистическими факторами чем письменная. Поэтому, если мы установим различия в использовании языковых средств мужчинами и женщинами по письменной речи, то очень большая вероятность, что в устной речи они проявятся ещё глубже. Т.е. утверждая, что половой диморфизм затрагивает речь письменную, мы тем самым апостериори доказываем, что он будет наблюдаться и в устной речи. Обратное же может быть верным и не всегда. Вообще, письменная речь как особая знаковая деятельность, впервые стала предметом специального психолингвистического исследования в работах Л.С.Выготского (32, 33).

Ученый рассматривал её с точки зрения развития высших психических функций и полагал, что она существенно отличается от устной и внутренней речи и представляет собой специальное психологическое образование, а именно: она функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь. Т.е., по мнению Л.С.Выготского, письменная речь основывается на сложных психологических образованиях - на внутренней речи, способности к абстракции, произвольности и осознанности речевых процессов (32, с.131). Им же ещё в 30-е годы была высказана интереснейшая мысль о генетической общности игры, жестов, рисования и письменной речи (33, с.38).

В модели функционирования письменной речи по Л.С.Выготскому, письменная речь рассматривается как сложное системное образование, ведущий уровень которого образуют два главных действия - порождение смыслового содержания и его выражения, которые реализуют две основные функции письменной речи - обобщения и общения. Каждое из этих действий состоит из ряда операций. В систему действий порождения смыслового содержания текста входят следующие операции: выбор темы и определение её границ; порождение и отбор основных смысловых единиц содержания; их развертывание в целостной структуре смыслового содержания (построение композиции сюжета).

Наиболее важными операциями действия выражения смыслового содержания являются отбор слов; порождение и отбор синтаксических структур предложений; обеспечение контекстности высказывания и связности предложений в тексте. Нет сомнений, что каждая операция также имеет сложное строение со множеством функциональных элементов (33, с.70). Так, операция обеспечения связности предложений в тексте содержит такие механизмы, как выявление необходимой связи (причинно-следственной, сравнительной и т.д.) между данными предложениями, отбор адекватной связки для выражения, проверка адекватности выражения выявленной связи. Операция обеспечения контекстности включает механизмы выявления потенциально ситуативных элементов, проверки их предметной соотнесенности конкретизации их значений путем введения в контекст соответствующей словоформы или словосочетания и прочее).