Литературный калейдоскоп по сказкам в старшей группе. Литературный калейдоскоп «Путешествие по сказкам. Ход образовательной деятельности
Конспект НОД по художественной литературе
Тема: Литературный калейдоскоп
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программное содержание: Выяснить, какие произведения дети помнят. Чтение любого произведения по выбору детей
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Материал и оборудование: сказки
Ход:
«Я уверена, – говорит педагог, – что вы, дети старшей группы, много всего знаете и сумеете порадовать и меня, и своих товарищей. Итак, вспомним русские народные сказки, часто начинающиеся со слов „жили-были“ и имеющие запоминающиеся концовки…»
Если дети назвали лишь несколько сказок, воспитатель подсказывает, например: «В какой сказке была молочная река, кисельные берега?» («Гуси-лебеди».), «А как называется сказка, в которой хитрая лиса приходила с одной своей вещью, а уходила с другой?» («Лиса- лапотница».), «В какой сказке заяц говорил, что он храбрее всех в лесу?»(Заяц-хваста), «В какой сказке у зайца была избушка лубяная, а у лисы ледяная?»(Заюшкина избушка), «В какой сказке Маша говорила: Не садись на пенек, не ешь пирожок, я высоко сижу-далеко гляжу?» (Маша и медведь)
«Кроме русских народных, мы с вами читали много других сказок. Буду рада, если вы их вспомните», – формулирует педагог новое задание. Не следует огорчаться, если результаты беседы будут неудовлетворительными. Такиеопросы должны проводиться довольно часто как на занятиях, так и в свободное от занятий время, чтобы дети лучше запомнили материал.
«Назовите свою самую любимую книжку», – предлагает педагог.
Физминутка
А теперь пришла пора
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ я жестов жду:
1) "Иди сюда";
2) "Уходи";
3) "Здравствуйте";
4) "До свидания";
5) "Тихо";
6) "Не балуй";
7) "Погоди у меня";
8) "Нельзя";
9) "Думаю";
10) "Здорово";
11) "Замечательно",
Передохнули. Тогда снова беру задание.
В заключение педагог загадывает детям загадку:
Сложишь – клин,
Развернешь – блин.(Зонт)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто... (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
Чтение сказки по выбору детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Литературный калейдоскоп».
Цель:
Помочь детям вспомнить содержание рассказов, формировать умение пересказывать отрывки из произведений, характеризовать персонажи. Упражнять детей в четком произношении звука Р. Воспитывать чувство юмора.
Оборудование: книги Н. Носова «Живая шляпа», «Фантазеры», «Заплатка». Лист бумаги с отверстием в виде круга, счетные палочки.
Воспитатель: Давайте вспомним рассказы Н. Носова. Чтобы не забывать их или не путать, надо о них чаще вспоминать.
Игра «Угадай рассказ»
Цель: Формировать интерес детей к ранее прочитанным произведениям, развивать память, внимание, правильную речь.
Описание игры: Берем лист бумаги с вырезом в виде круга, дети закрывают глаза, воспитатель открывает книгу и кладет лист с отверстием на иллюстрацию. Дети, двигая лист должны вспомнить название рассказа.
Воспитатель: Кто является главным героем?
Как его зовут? (Бобка)
Опиши его. Какая вещь ему нравилась больше все? Какие были штаны?
Что случилось с Бобкой?
Сразу ли ему удалось справиться с бедой?
Что ему помогло?
Рассказ «Заплатка».
Пословицы о труде.
Игра: «Угадай рассказ»
Как зовут главных героев? (Мишутка, Стасик)
Чем они занимались?
Какая польза от этой игры?(развивает фантазию)
Какой поступок совершил Игорь?
Как дети успокоили Иру?
Игра «Чепуха»
Цель: формировать правильную речь, развивать интерес к игре, чувство юмора.
Описание игры: Дети задумывают слово. На вопрос воспитателя они отвечают быстро, не задумываясь, говорят только это слово. Дети называют слово, которое зачастую не вяжется с тем, о чем спрашивает воспитатель. При разучивании игры можно, говорить это слово на ухо соседу.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, которую играли Мишутка и Стасик. Сейчас вы задумываете слово.
Воспитатель: Сейчас ты мечтаешь съесть?...(стол, окно, бегемота..)
Сейчас ты был весел, как? (крокодил)
Сейчас ты бы поехал на? (полке)
Сейчас ты бы побегал по? (машине)
Рассказ «Фантазеры»
Воспитатель вносит предметы: шляпа, картошка, кочерга
Как имя героев? (Вовка, Вадик)
Хорошие они друзья?
Что произошло с ними?
Какие предметы брали друзья для защиты?
Пословицы о дружбе.
Игра: «Скажи, о сидящем рядом хорошее и доброе слово»
Физкультминутка: На болоте две лягушки
Две зеленые подружки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И в болото возвратились.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям, Физкульт- Привет!
Игра «Отгадай, что я хочу сказать?»
Цель: упражнять детей в умении придумывать слова на определенный слог(по, на, за, ми, до, че, пры, лу, зо), развивать правильную речь.
Воспитатель: Назовите овощи в названиях, которых встречается звук Р.(горох, морковь, петрушка, перец, помидор).
Воспитатель: Назовите растения, в которых, встречается звук Р.(береза, смородина, рябина, крыжовник).
Воспитатель: Давайте представим, что мы художники и будем рисовать картинку, на которой изображен домик за городом. Стены уже готовы, остается подрисовать детали-части дома, в названии которых должны быть звук Р. Произносить слово нужно, так, чтобы звук прозвучал отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко посчитать очки и определить победителя (крыша, труба, крыльцо, дверь, порог, чердак).
Литературный калейдоскоп по зарубежным сказкам во 2 младшей группе "Путешествие по сказкам"
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках. Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".
Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к зарубежным сказкам
НОД: В гости приходит Белоснежка и просит детей расколдовать сказки. Злая волшебница перепутала все сказки.
Воспитатель: Вы согласны помочь Белоснежке.
Воспитатель: Но для того чтобы отправиться в страну Сказок, нам нужно быть в хорошем, прекрасном настроении, а для этого нам нужно встать в круг и улыбнуться друг другу. Молодцы ребята. Теперь закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Дибри- карабли- бум». Вот ребята мы и оказались в стране Сказок. Ой, посмотрите, что это за сказка, выставляется иллюстрация из сказки «Коза- дереза». (200x200)
Правильно, ребята, это сказка «Коза- дереза». Дети рассказывают сказку по вопросам воспитателя.- О ком эта сказка? Что случилось с козой? Правильно, эту сказку вы расколдовали?
Вот и еще сказка встретилась на пути: « Петух и лиса».(661x716) Также выставляется картинка и задаются вопросы по содержанию.- Как называется эта сказка? Что случилось с петушком? Почему? Кто спас петушка?(дети рассказывают сказку). Вот мы с вами и отгадали сказку?
Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки «Два жадных медвежонка».
(480x220)
Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с медвежатами? Вот мы с вами и отгадали сказку?
Вот и еще сказка встретилась на пути: «Пых».(421x502) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с ежиком? Вот мы с вами и отгадали сказку?
Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки « Упрямые козы». (384x288) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с козами? Вот мы с вами и отгадали сказку?
Вот и еще сказка встретилась на пути: «У солнышка в гостях».
(567x510)
Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с солнышком? Кто пошел искать солнышко? Вот мы с вами и отгадали сказку?
Молодцы, ребята, все сказки отгадали и помогли Белоснежке назвать правильно сказки. А на память о путешествии в страну Сказок Белоснежка вам дарит маленькие медальки. А нам пора возвращаться в группу. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова. Вот мы и в нашей группе.
Цели:
- помочь детям вспомнить сказки, их персонажей, их сюжеты;
- развивать навыки работы в команде, сообразительность;
- научить детей придумывать сказки, используя ключевые слова, проводить различие между сказками народными и авторскими.
В конкурсе участвуют несколько команд от разных классов. Время на выполнение заданий каждого тура варьируется в зависимости от сложности задания от двух до пяти дней.
Первый тур. Викторина «Неразгаданные тайны»
Участникам каждой команды предлагается ответить на вопросы викторины.
I. В название сказки вставьте пропущенное слово. (1 балл за каждый правильный ответ);
1. Русские народные сказки:
- "Пузырь, … и лапоть"
- "Иван – … сын"
- ""Никита …"
- "… -девица"
- "Солнце, Месяц и Ворон …"
- "Звери в…"
- "Лисичка со …"
- "… и корешки"
- "Три царства- … серебряное и золотое"
- "… и дрозд"
2. Сказки братьев Гримм:
- "Умная …"
- "… туфельки"
- "…, челнок и иголка"
- "Сапог из … кожи"
- "Соломинка, … и боб"
- "Столик – накройся, … осел и дубинка из мешка"
3. Сказки Г.Х. Андерсена:
- "… из одного стручка"
- "Стойкий … солдатик"
- "… лебеди"
- "... счастья"
- "Садовник и …"
- "… болтовня"
4. Сказки В. Гауфа:
- "… нос"
- "… Мук"
- "Рассказ о …-аисте"
- "Холодное …"
5. Сказки Р. Киплинга:
- "Откуда взялись… "
- "Сказание о старом …"
- "… -Тики-Тави"
- "Как был придуман…"
- в названии которых встречается число 7, не менее семи сказок (3 балла за 7 сказок, + 1 балл за каждую дополнительную сказку);
- в названии которых встречается имя Иван (1 балл за каждую сказку);
- в которых важную роль играют зеркала (1 балл за каждую сказку).
III. Узнайте сказку, в которой встречаются следующие предметы. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждую сказку)
- чалма, тросточка, туфли-скороходы;
- цветок, баранки, игрушки, костыли;
- варенье, плюшки, паровая машина;
- вёдра, прорубь, печка;
- корзина, колечко, подснежники;
- зола, туфельки, тыква, часы;
- азбука, золотые монеты, полено, холст;
- корыто, изба, невод;
- чернильная резинка, промокашка, буква А, Азбука.
IV. Запишите волшебные заклинания из сказок. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждый правильный ответ)
Ответы на I и III задания викторины в Приложении 1 .
Второй тур «Сочини сказку, используя подсказку»
На уроках литературы (чтения) вы знакомитесь с
русскими народными сказками и их особенностями.
Напоминаем, что сказки делятся на 4 группы:
волшебные, бытовые, о животных, богатырские;
в сказках есть зачин, троекратный повтор,
концовка;
часто в сказках используются устойчивые
словосочетания (добрый молодец, красна девица,
лисичка-сестричка, не по дням, а по часам и т.п.)
Предлагаем вам сочинить свою сказку (близкую к русской народной), обязательно используя следующие слова:
- Баба Яга
- дремучий лес
- мудрый ворон
- скатерть-самобранка
- старичок
- дружная семейка
- месяц
Критерии оценивания сказок .
Сказка относится к определенному типу
(волшебная, бытовая, о животных, богатырская) – 5
баллов
.
Наличие зачина – до 5 баллов
.
Наличие троекратного повтора – 5 баллов
.
Наличие концовки – 5 баллов
.
Оригинальность сюжета – до 10 баллов
.
Наличие устойчивых словосочетаний – до 5
баллов.
Наличие всех ключевых слов – 7 баллов
.
Поучительность сказки – 5 баллов
.
Третий тур. Кроссворд «Ба, знакомые всё лица!»
Участникам каждой команды предлагается разгадать кроссворд.
- Жена короля.
- Девочка, попавшая в страну чудес.
- Она побывала в домике у трех медведей.
- Главный герой сказки Н.Носова, побывавший на Луне.
- Хозяин кукольного театра.
- Соломенный человечек, который очень хотел иметь мозги.
- Принц, который пас свиней короля.
- Продавец пиявок.
- Маленький розовый друг Винни-Пуха.
- Самая грустная кукла в театре Карабаса Барабаса.
- Мальчик-луковка.
- Она могла спать в скорлупе ореха.
- Он от дедушки ушел и от бабушки ушел…
- Кто поймал волшебную щуку, исполняющую желания?
- Кто отдал Буратино золотой ключик?
- Друг Дядя Федора и пса.
- Кто должен был вернуться с бала ровно в 12 часов?
- Разбойник из сказки Корнея Чуковского.
- Ласковое имя Мороза Ивановича.
- Птица, которую спасла Дюймовочка.
- Он помог Бабе-Яге сесть на лопату.
Наталья Мартынова
Конспект НОД «Литературный калейдоскоп» (старшая группа)
Конспект НОД в ст . гр.
«Литературный калейдоскоп »
Цель : Выявить знание воспитанников о литературных произведениях , учить воспитанников составлять интересные описания героев.
Задачи :
Развивать связную и диалогическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы;
Развивать у воспитанников умение описывать героев сказки;
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.
Материал : камень с надписью, коробка с масками, пазл «Цветок» , картинки с изображением животных.
Предварительная работа : За 2-3 дня до занятия организовать выставку литературных произведений , помочь детям при рассматривание иллюстраций вспомнить литературные произведения , по просьбе детей прочитать некоторые из них; во время самостоятельной деятельности детей, загадать загадки, предложить детям придумать свои загадки.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей в сказку, дети садятся в автобус и едут. Останавливаются у двух дорог, где лежит камень. На камне написано : «Направо пойдешь – загадки найдешь. Налево пойдешь – героя найдешь. Вперед пойдешь в русскую сказку войдешь. Назад пойдешь в якутскую сказку попадешь. И так поехали направо.
1. Игра «Отгадай загадку» .
Вы любите отгадывать загадки?
Что такое загадка?
Чем загадки отличаются от стихов, рассказов?
(Загадки бывают разные : о животных, о растениях, предметах; похожие на стихи, короткие, всего из одного предложения. В загадках предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться, в сказке говорится, на что похож этот предмет).
А теперь я предлагаю отгадать загадки и доказать, что ваша отгадка подходит к загадке и объяснить, почему вы так думаете? Слушайте загадку.
*Икки сирдьиттээх, туорт суолдьуттаах, дэгдэлимэ сэлиик баар уьу (ыт)
*Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) .
*От мас аьылыктаах ойуоккалаан огонньор баар уьу (куобах) .
*Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все ребята разбежались,
Напугал зверят тех. (волк) .
*Икки титириги илдьэ сылдьар баар уьу. (таба)
2. –Едем налево искать нашего героя.
В этой игре вам нужно, как можно подробнее описать литературного героя .
Кому необходимо, можете воспользоваться моделью.
Какой он внешний?
Какой он по характеру?
Что он умеет делать?
А мы попробуем отгадать. «Лисичка –сестричка» , «Оной ботуук» .
Молодцы.
Физкультминутка.
А сейчас мы поиграем в игру «Сказки» . Давайте сделаем круг.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко» )
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
Из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» )
Молодцы, вы справились и получаете часть картинки.
3. Едем вперед в русскую сказку игра «Угадай кто это?»
Ребята вы сказки любите?
А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)
Мы с вами прочитали много книг. Давайте вспомним.
Кто сочиняет сказки? (Писатели, сказочники, народ) .
Чем отличаются сказки от других литературных произведений ? (В сказках есть волшебство, животные разговаривают. В сказках заключается народная мудрость, которые сочинил народ. Из сказок мы узнаем, как жили люди раньше, чему учили своих детей, о чем мечтали, они рассказывали сказки своим детям, а те, когда вырастут своим детям. Сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми. В сказках зло всегда наказывается. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.)
Как начинаются сказки? (Давным – давно, жили- были, Арай –биирдэ, былыр-былыр)
Как заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, Ол кэмтэн ыла, Онтон ыла.)
А сейчас я предлагаю вам вспомнить, в каких сказках встречаются названные мною герои и характеризовать их. (Лиса, волк, заяц, медведь.)
Замечательно вы справились и получаете часть картинки.
4. Едем назад от камня инсценирование «Куттас ыалдьыттар»
Герои : кутуйах, куурусса, хаас, торбуйах, эьэ.
Утуу – субуу бары эьэ дьиэтин аанын кэлэн тонсуйа тонсуйа, санараллар.
Кутуйах : -Пиик-пиик, бэрэскиитэ бэрис эрэ.
Куурусса :-Ко-ко-кооо, куруппата кут эрэ».
Хаас :- Га –га- га, хайа, горох баар дуо?
Торбуйах :-Мээ, уут иьиэм этэ.
Эмискэ дьиэ аана аьыллар, эьэ былтас гынар :-Дррр…».
Ыалдьыттар куттанан уруо – тара сырсаллар.
Эьэ :- Дорооболорун! Хайа ханна бардылар?- дии-дии элээр-мэлээр корутэлиир.
Молодцы вы справились и получаете часть картинки.
Игры нашего волшебного камня закончились. Но перед тем, как вы найдете сюрприз, я хочу спросить у вас :
1. Что помогало вам, справиться с заданиями?
2. Какое задание бело самым интересным?
3. А знание сказок вам помогало?
Ну, теперь сложите пазлы в картинку. Вы собрали все необходимые пазлы. Что нужно сделать, чтобы узнать, где находится сюрприз?
(Дети находят сюрприз) .
Публикации по теме:
Конспект НОД «Рождественское чудо» (старшая группа) Задачи: 1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»; 2. Развивать умение слушать друг друга; 3. Воспитывать уважительное.
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа. Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: 1. Познакомить детей с логическими.
Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа) Конспект НОД «Прогулка в лес» Старшая группа Воспитатель МКДОУ «Детский сад№6» г Лиски Воронежская область Тема: Рассказывание по картине.
Конспект НОД (старшая группа) «Мой город Арзамас» Цель: Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, знания детей о родном городе - Арзамас, об основных достопримечательностях.
Конспект экскурсии на тему «Знакомство с библиотекой». Цель: познакомить детей с детей с профессией библиотекаря. Задачи: Образовательные:.